"Жребий" Стивена Кинга: Почему фильм оказался провалом?
Перспективный писатель Бен Мирс (Льюис Пуллман) возвращается в родной городок Джерусалемс-Лот, прозванный Салемс-Лот, чтобы закончить очередной роман и встретиться с тенями прошлого. Почти одновременно с его приездом городок посещает загадочный Ричард Стрейкер (Пилу Асбек) с таинственным деревянным грузом. Теперь Бену предстоит вступить в схватку с угрозами, намного серьезнее его детских страхов — горожане начинают исчезать, а те, кто остается, умирают от странной анемии. Все улики указывают на древнее имение на холме, куда недавно прибыл тот загадочный груз.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Гари Доберман
В ролях: Льюис Пуллман, Пилу Асбек, Спенсер Трит Кларк, Элфри Вудард, Билл Кэмп, Макензи Ли и другие.
Премьерный показ: 3 октября 2024 года (стриминговый сервис Max)
Продолжительность: 113 минут
Похоже на: «Салемские вампиры» (1979), «Участь Салема» (2004), «Томминокеры» (1993), «Противостояние» (1994), «Полуночная месса» (2021)
Роман Стивена Кинга «Жребий» появился на свет в 1975 году, а его первая телевизионная интерпретация вышла в 1979-м, следуя за многими экранизациями произведений этого автора. «Салемских вампиров» с самого начала представили в виде мини-сериала, так как телевизионные версии с ограниченным бюджетом могли позволить себе более тщательно следовать канве книги. Фильм 1979 года открыто цитировал культовую ленту «Носферату. Симфония ужаса» (1922) — его главный антагонист напоминал гротескового графа Орлока.
Время шло, и «Салемских вампиров» начали упоминать в самых разных местах: от «Симпсонов» до сериала «Ганнибал» и фильма Тайки Вайтити «Реальные упыри» (2014). Экранизация была ярко выделена «вампирскими» клише, известными еще со времен «Дракулы» Брэма Стокера. В ход пошли традиционные атрибуты — осиновые колья, чеснок, свет солнца, кресты, святая вода и обязательное разрешение входа. Однако смерть главного вампира не давала гарантии избавления от его беспокойной родни.
Адаптация 2004 года, известная как «Участь Салема», также пришлась на мини-сериал. Характерно, что в ней были допущены некоторые вольности по отношению к книге. Но звездный актёрский состав оказался невероятно впечатляющим — среди прочих, Андре Брауэр, Дональд Сазерленд и Джеймс Кромуэлл. Первый вампир здесь представлен знаменитым Рутгером Хауэром. Оба этих проекта можно было назвать не шедеврами, но крепкими предложениями для осенних посиделок у экрана. Всё шло гладко до тех пор, пока продюсеры не решили вернуться к истокам, предпринимая шаги в сторону создания ремейка фильма 1979 года.
Новая версия «Жребия» 2024 года не пытается переосмыслить оригинал, а представлена в виде ремейка «Салемских вампиров». Некоторым сценам из старой версии дали современное исполнение, но полностью перенести атмосферу классификации не удалось. Фанаты оригинала могут вспомнить старые сцены с признанием только на мгновение, а затем сталкиваются с ощущением старомодности. Смело можно предположить, что отсутствие креативных решений и ограниченный бюджет сыграли отрицательную роль. В наше время такие сцены работают, скорее, как материалы для пародий, а не как серьезный жанровый вклад.
Известно, что первоначальный монтаж фильма предназначался для трехчасового показа, но после редукции результат получился в лучшем случае спорным. Повествование избавлено от напряженной атмосферы, и события развиваются слишком быстро, чтобы зритель погрузился в худо выстроенные образы. Главные герои шаблонные и оставляют впечатление картонных силуэтов, а серьезные эмоциональные привязки отсутствуют, что делает драматичность финала неубедительной.
Вторая попытка адаптации «Кладбища домашних животных» стала заметным событием для поклонников 1989 года выпуска. Новый «Жребий» можно было бы указать в качестве фильма для новой аудитории, не знакомой с сюжетом. Однако этого не произошло. По уровню обещаний кинолента осталась на среднем уровне с акцентом на кинохудожественные приемы без должного вложения в сценарий.
В современной вариации Гари Доберман решил несколько модернизировать структуру оригинала и добавить в повествование новые элементы, но это не принесло задуманного эффекта. Несмотря на наличие необычных операторских приемов, даже самые откровенные моменты оказались только краткими замедлениями в горькой истории. Был выстроен логичный фон с операторской точки зрения, но структура рассказа не смогла поддержать созданную атмосферу.
Неудача «Жребия» делает очевидным, что глубокие фильмы пустого жанра требуют большего внимания к деталям. Когда большая часть средств вложена в современные спецэффекты, необходимо уделить вполне серьезное внимание моральной и психологической нагрузке. В противном случае они только будут мешать успешному центру повествования.
В заключение, «Жребий» 2024 года не удалось обернуть все замыслы вокруг сильной эстетики ни оригинального романа, ни предыдущих успешных попыток её адаптации. В итоге, зрелище вызывает не столько страх, сколько чувство недоумения. Если перед вами выбор, потратьте своё время с большей пользой, обратив внимание на действительно стоящие произведения жанра, такие как «Полуночная месса» Майка Флэнагана, который может предложить намного больше в плане атмосферы и напряженности.
Заключение: Если у вас есть надежда на качественный ремейк культового произведения, «Жребий» 2024 разочаровывает. Выбирая, на какой фильм потратить вечер — дайте шанс более стоящим попыткам экранизации.