«Субстанция»: Новый боди-хоррор всколыхнет мир гламура!

У харизматичной актрисы Элизабет Спаркл, роль которой исполнила блистательная Деми Мур, есть всё: звезда на Голливудской «Аллее славы», заслуженная премия «Оскар», собственное шоу и элитные апартаменты в пентхаусе. Не хватает лишь одного — юности, что ей постоянно напоминает неприятный продюсер по имени Харви, которого играет Деннис Куэйд, и её собственное уже зрелое отражение в зеркале. Кажется, что в пятьдесят лет пора отступить на задний план — Элизабет рискует потерять даже своё шоу, ведь зрители требуют свежих, молодых лиц. Нередко отчаявшись, актриса решает пройти через экспериментальную процедуру, в результате которой появляется её молодая и жизнерадостная версия по имени Сью. Конечно же, в такой ситуации что-то должно пойти не так — и это нечто, естественно, случается.

The Substance

Жанр: боди-хоррор

Режиссёр: Корали Фаржа

В ролях: Деми Мур, Маргарет Куоли, Деннис Куэйд

Премьерный показ: 19 мая 2024 — Каннский кинофестиваль, 19 сентября 2024 — Россия 

Продолжительность: 141 минута

Похоже на: «Смерть ей к лицу» (1992), «Титан» (2021), «Нечто» (1982), «Муха» (1986), «Шоугёлз» (1995)

Многие избегают фестивальных фильмов из-за их часто сложной трактовки и глубоко закопанных смыслов. Добавьте сюда элементы жанра «боди-хоррор», и картина кажется совсем неприступной. Но «Субстанция» режиссера Корали Фаржа приятно удивляет своей доступностью для зрительского восприятия. Это не просто ужасы, а скорее черная комедия с элементами иронии. История строится на классической трехактной структуре, что делает её доступной для понимания и увлекательным просмотром.

Во время просмотра вы не сможете не заметить, как молодая версия Элизабет буквально выходит на свет из её открытой спины — это ясно показано на постере фильма. Возможно, это одна из самых «мягких» сцен, предупреждающих о том, что ждет зрителя в дальнейшем. Если имя Дэвида Кроненберга вас не пугает, фильм вряд ли произведет эффект ужаса. Но фильм все-таки довольно кровавый и телесный, хотя и без чрезмерных излишеств.

С первых кадров фильм погружает зрителя в мир боди-хоррора. Картина невероятно интенсивна: яркие цвета, крупные планы, натуралистичные звуки — всё это складывается в атмосферу очевидного дискомфорта. Звуковое сопровождение играет огромную роль, создавая напряжение через хруст и чавканье, которые легко запоминаются зрителю. Чтобы понять, нужно ли вам устраивать такие сильные впечатления, стоит заранее подготовиться к психоделической атмосфере фильма и понять, что здесь реализм не главное.

Элизабет и Сью делят одно и то же сознание, чередуясь каждую неделю. Однако это единство масштабной дуэли изначально не очевидно, что может ввести в заблуждение зрителя. Две версии одной личности ведут себя значительно различно, вызывая вопросы о наличии общего разума. Натяженные отношения между ними приводят к быстрым конфликтам, что ставит под сомнение концепцию единого сознания.

Если нарушить установленный ритм смены личностей, последствия могут стать фатальными для одной из женщин. В кино ужасы всегда сопровождаются особенными правилами, за нарушение которых следует наказание. Здесь этот элемент сохраняется, и зритель невольно ожидает бед, подобных тем, что случаются после кормежки могвая после полуночи.

Режиссёр Корали Фаржа призналась, что идея этого фильма возникла из личных переживаний по поводу возраста и страха увядания. Вопрос, что будет, когда исчезнет молодость, возникает в жизни каждой женщины, и «Субстанция» обратилась к этой теме с невероятной силой. В одной из наиболее запоминающихся сцен Деми Мур, готовясь к свиданию, постоянно испытывает разочарование от собственного отражения, ставя себя в положение своего главного критика.

Несмотря на шокирующие сцены, которые заставят вас содрогнуться, фильм оставляет удивительно вдохновляющее впечатление. Из всей остроты и брутальности повествования вы возвращаетесь с мыслью, что стоит принять себя таким, какой ты есть. Это послание и делает фильм действительно важным в современном кино.

Фильм изобилует кинематографическими отсылками. Аллюзии на классические произведения, такие как «Портрет Дориана Грея» Уайльда, качественно переплетены с элементами кинореференсов. Любители кино с удовольствием узнают сцены и образы из таких легендарных фильмов, как «Сияние», «Человек-слон» и «Головокружение». Однако слишком частое использование таких приемов может стать ловушкой для авторского стиля, приводя к вопросу, где заканчиваются отсылки и начинается оригинальность.

Успех картины значительно зависит от игры двух главных актрис. Маргарет Куолли предстает в образе идеальной женщины, чья физическая привлекательность становится основным объектом восхищения. Однако её персонаж в восприятии зрителя остается больше красивой оболочкой, что здесь является частью сатиры. Деми Мур, напротив, поразила зрителей силой своей роли, будучи по-настоящему обнаженной физически и эмоционально, за что её уже прочат на «Оскар».

Третий ключевой персонаж — продюсер Харви, чьё воплощение удалось Деннису Куэйду. Изначально роль хотели отдать Рэю Лиотте, но он умер до начала съёмок. Харви обостряет контраст в фильме, становясь своеобразной метафорой всех грехов столетий, о чем красноречиво говорит сцена с поеданием помидоров, напоминающая нам о безжалостности некоторых фамильярных моментов.

«Субстанция» — это картина не для каждого зрителя. Влияние жанра боди-хоррора может отпугнуть многих, кто не любит наблюдать за откровенными сценами, однако тех, кто решится на просмотр, ожидает захватывающая и обогащающая кинематографическая поездка. Пусть и с недочётами, это впечатляющее кино, которое после просмотра заставляет задуматься о том, как важно ценить себя и свои достижения.