Следуй за кроликом: тайны и загадки создания «Донни Дарко»
Давным-давно, когда киножурнал «Мир фантастики» ещё предлагал своим читателям диски с фильмами, на одном из них впервые появился футуристический шедевр 80-х — "Дюна" Дэвида Линча. Следом за этим громким релизом последовал другой, не менее загадочный фильм — "Донни Дарко" режиссёра Ричарда Келли. Даже спустя два десятилетия, этот фильм остаётся уникальным произведением искусства, завораживающее высказанный, пугающий и в тоже время открытый для множества интерпретаций. Рассказывает история о подростке по имени Донни, который сталкивается с событийным натиском, способным изменить его жизнь и, возможно, всех вокруг.
Основным элементом сюжета становятся петли времени и путешествия в альтернативные измерения, которые обыграл юным студентом киношколы Ричард Келли, работая в атмосфере Хэллоуина 1988 года. Эта история эксплуатирует концепции взросления, морального выбора и самопожертвования. Забавно, но совпадение или нет, именно в течение 28 дней и 6 часов, как и сообщалось загадочным кроликом Фрэнком, фильм был снят. Когда Келли писал сценарий в октябре 1998 года, он был лишь мечтательным юношей, работающим в компании, занимающейся постпродакшеном музыкальных клипов. Немые короткометражки и диплом Южно-Калифорнийского университета — вот всё наследие, которое ему удалось накопить к тому времени.
Но свой творческий путь он не изменил, преодолев неуверенность и создав сценарий, вдохновленный личным опытом и событиями жизни в родном городке в Вирджинии. Джим Келли много лет искал возможность экранного дебюта своих идей. В обстановке конца 1990-х — начале 2000-х, больших продакшенов и именитых режиссёров, маловероятно, что такой труд обрел бы свет, если бы не случайное внимание со стороны влиятельных фильмов кругов, включая Фрэнсиса Форда Копполу и Джейсона Шварцмана. В итоге в фильме, кроме Джейка Джилленхола, взявшего на себя роль Донни Дарко, нашлось место и для Дрю Бэрримор — вдобавок она решила добавить проекту своим продюсерским участием.
На этапе съёмок команда столкнулась с необычными трудностями, но их упорство и творческий энтузиазм превратили идею в нечто большее. Каждая деталь, от костюмов до музыки, контролировалась Келли, что сделало фильм такой целостной и трансцендентной. «Донни Дарко» оказался слишком инновационным для своего времени и прошёл мимо широкой публики США, тем не менее британские зрители оценили его переключающую атмосферу. Со временем "Донни Дарко" обрёл культовый статус, обосновавшись в сердцах и умах подростков и взрослых, став неотъемлемой частью фильмотеки о подростках и фантастике. Независимо от дальнейших творческих взлётов и падений Келли, это дебютное произведение остаётся удивительным, табуированным и культурно насыщенным источником вдохновения.