Лучшие русские фильмы после «Ночного дозора»: топ фантастики и фэнтези
В 2024 году к кинокартине «Ночной дозор» исполняется 20 лет. Значимость этого события трудно переоценить, ведь именно этот фильм стал началом новой эры российской киносферы, став первым по-настоящему успешным фантастическим блокбастером России. Это больше, чем просто фильм; это отправная точка, изменившая индустрию.
Но чего же достигло российское кино за прошедшие 20 лет? Появились ли фильмы, которыми можно гордиться так же, как «Ночным дозором»? Чтобы ответить на этот вопрос, команда «Мира фантастики» обратилась к своим авторам и редакторам. Вместе они вспомнили значимые отечественные картины, которые встали в один ряд с «Ночным дозором», а возможно, даже превзошли его в жанрах фантастики, фэнтези и мистики.
В список не вошли мультфильмы и сериалы, хотя и среди них есть немало выдающихся примеров, но это уже совсем другая история. Поэтому такие произведения, как «Смешарики», «Вампиры средней полосы» или «Кибердеревня», остались вне рамок данной подборки.
И да, список может вызвать споры — но разве можно ожидать другое, когда речь идет о российском кино?
Дневной дозор (2005)
Продолжение «Ночного дозора» стало ещё более насыщенным событиями. Центральная линия повествует о попытке вернуть сына на светлую сторону, на фоне надвигающегося апокалипсиса, что делает историю глубоко человечной. В этом фильме, несмотря на аспект вещей запредельных, всё же появляются простые людские сюжеты: у Алисы возникает роман с вампиром Костей, Завулон испытывает ревность, а Антон пытается разобраться в своем сложном положении...
На фоне личных переживаний разворачиваются зрелищные сцены блокбастера: гонка по стене гостиницы и впечатляющее разрушение Москвы с падающей Останкинской башней. Если элемент повседневности и стал менее ощутим, то в диалогах нет-нет да и промелькнёт что-то философское, как например, про Антона, предпочитающего темное пиво, будучи светлым.
Городецкий воплощает российскую реальность начала 2000-х: как человек, сожалеющий о прошлом, он балансирует между попытками восстановить старую семью и создать новую, пока не осознает невозможность такого существования. В его арсенале есть артефакт, позволяющий исправлять ошибки, но подобных возможностей у других не было.
Некоторые режиссёрские ходы Бекмамбетова могут показаться устаревшими, а частая реклама может вызывать раздражение. Но как фильм о вечных темах «Дневной дозор» всё равно оставляет яркое впечатление.
Первые на Луне (2005)
Существует ли уверенность, что человечество впервые побывало на Луне в 1969 году? «Первые на Луне», режиссёрский вымысел Алексея Федорченко, вызывает сомнения в общепринятых фактах. Сюжет предлагает альтернативную историю, где Советский Союз готовил космонавтов еще при Сталине и даже планировал полет на Луну!
Это псевдодокументальное повествование, сродни «Забытым киноплёнкам» Питера Джексона, однако оно получилось столь убедительным, что некоторые зрители поверили в его реалистичность. Выдержаны кадры в стилистике архивных записей, благодаря богатому опыту Федорченко в хроникальных съемках.
Фильм вызвал разные реакции: некоторые обиделись, увидев в нём насмешку над космонавтикой, другие — клевету на СССР. Однако центральной темой была вовсе не история космонавтики, а легковерие публики в эпоху постправды, когда люди верят в то, что им импонирует больше всего.
Гадкие лебеди (2006)
Константин Лопушанский всегда отдавал предпочтение мрачным, наполненным глубокой философией фильмам. В "Гадких лебедях" Стругацких, он сочетает элементы как постапокалипсиса, так и философских притч.
На фоне дождливого провинциального города живут мокрецы — таинственные существа в капюшонах. Имеющие способность творить уникальные вещи, они прибыли из будущего, которое не сулит ничего доброго, и их миссия — изменить это будущее, воспитывая детей. Дети с радостью заимствуют новые знания у мокрецов, в то время как взрослые боятся отдавать своих чад странным существам.
Беспросветная повесть Стругацких в интерпретации Лопушанского обретает почти религиозное звучание. В этих сценариях послушные юные ученики напоминают участников апокалиптической секты, причем ожидание катастрофы пронизывает фильм. Жутковатый провинциальный город Ташлин, освещенный красным, навевает ощущение, что апокалипсис уже близок.
Мы из будущего (2008)
Четыре искателя артефактов находят документы из прошлого — свои собственные, из 1940-х. Они вскоре перемещаются во временную эпоху военного сражения и понимают, что смерть не приносит ни выгоды, ни веселья…
В 2000-х было снято много военных фильмов, но они редко пользовались успехом у молодежи. «Мы из будущего» стал попыткой донести до новых поколений значимость прошлого, и показать, что победа в войне была гораздо более важной, чем кажется на первый взгляд.
Андрей Малюков специализировался на военной теме, и в этом фильме ему удалось заинтересовать молодую аудиторию. Успеху фильма поспособствовал талантливый Данила Козловский, еще не суперзвезда, но уже узнаваемое лицо.
Поднятая в фильме темы свежих «попаданцев» может объяснить популярность фильма. В отличие от многих подобных произведений, герои "Мы из будущего" не переписывают историю, а переживают собственные жизненные перемены, изменяя взгляды на жизнь и смерть.
Хардкор (2016)
Проснувшись в лаборатории, Генри не помнит, кто он. Оборудованный механическими частями тела, он узнает, что стал киборгом. После нападения на лабораторию он падает в Москву и оказывается вовлеченным в приключение, которое ведет его через попытку понять правда о себе и найти захваченную жену.
Перед тем как создать первый боевик от первого лица, Илья Найшуллер создал два музыкальных клипа в этом стиле. Его работа понравилась Тимуру Бекмамбетову, который предложил сделать из идеи полнометражный фильм. Съемка каскадёрами с камерой GoPro придала фильму эффект погружения, оставляя ощущение от игры в шутер от первого лица.
«Хардкор» — самый яркий и оригинальный проект в подборке, сопоставимый с детским фильмом на фоне остальных. И, несмотря на успех, никто до сих пор не осмелился повторить этот эксперимент, даже сам Найшуллер, который теперь покоряет Голливуд.
Монах и бес (2016)
Работы Николая Досталя редко сочетаются со страницами «Мира фантастики», но этот фильм вдохновлён традициями Гоголя. Сладко-горькая притча, где зритель одновременно смеется и размышляет о сущности духа.
История состоит из двух частей: сначала мы следим за монахом Иваном, который обладает чудотворными способностями, вызывающими любопытство царя и непонимание остальных монахов. В середине сюжета появляется демон Легион, придающий истории философское звучание и превращающий её в житие святого.
Некоторых критиков возмутило, что фильм обсуждает возможность дружбы с демонами и продажу души, полагая, что это может быть богохульством. Однако, это ведь и есть притча, и важно воспринимать её как метафору, имеющую моральный урок.
Последний богатырь (2017)
После неудачной «Книги мастеров», компания Disney заполучила хит, сочетающий русские сказочные мотивы. Команда Yellow, Black and White под руководством Дмитрия Дьяченко и главной звезды Виктора Хориняка создала легкий и игривый фильм, смешивая шутливое переосмысление штампов сказок с уважением к их основам.
Картина показала Белогорье глазами героя из современной столицы. Выходит, что храбрый витязь оказывается диктатором, а традиционная нечисть борется за счастье и справедливость. Фильм показал клише в новом свете, что позволило увидеть добро среди негативных архетипов.
Игривая подача, креативные экшен-сцены и прекрасно выполненное визуальное сопровождение вывели фильм в лидеры проката. Это породило новые фильмы и сериалы в схожем жанре. Даже сейчас, когда Disney ушла из России, этот жанр продолжает играть важную роль в отечественном кинематографе.
Спутник (2020)
«Спутник» занял мало исследованную нишу космического хоррора в российском кино, предлагая новый взгляд на жанр. В этот альтернативный мир СССР возвращается космонавт, в организм которого проник жуткий пришелец.
Космонавта, отважного Петра Фёдорова, замирают в секретной лаборатории, пытаясь укротить инопланетное создание. Его задача — не дать монстру поработить человечество, но их связи становятся всё более тесными.
Зубастый гость служит всего лишь маркером для раздумий. За маской героя обнаруживается признанный эгоист, чекист становится бездушным орудием для достижения цели, и только доктор, в исполнении Акиньшиной, пытается спасти всех, даже без шанса на успех.
Майор Гром: Чумной Доктор (2021)
В тёмных улицах Петербурга, напоминающего Готэм-сити, два антигероя борются с преступностью. Один из них — жестокий мститель в костюме, другой — честный полицейский с совершенной честностью. Первый фильм студии Bubble представляет тёмную супергероику с новыми акцентами.
Фильм вызывает широкий диапазон эмоциональных движений и мнений: от простого понимания добро и злодея до сложного пересмотра мотивов героев. Чумной Доктор с его несправедливостью и нестандартным правосудием сливается с нарративами о коррупции, несправедливом обществе и размытых моральных границах.
Фильм даже идёт дальше, чем первоисточник — вместо сатирических отсылок делает понять и услышать главного противника. Зрители могли увидеть в фильме героя и даже, в некоторой степени, поддержать его, ещё больше оживив игру Сергея Горошко.
Сердце пармы (2022)
Кинолента обращается к роману Алексея Иванова, хотя и не смогла охватить всю грань его повествования. Тем не менее, под руководством режиссёра Антона Мегердичева, вышла захватывающая история о сложной эпохе российского прошлого.
Фильм отличается более ясными линиями характерами: Москва и православная церковь показаны более положительно. И, если роман разбавляет реализм магическими моментами, то экранизация более настойчиво вводит фэнтези-элементы, превращая их в настоящие чудеса.
Историческое фэнтези является редкостью для российского экрана, и его производство требует значительных ресурсов. Но качественное исполнение и визуальная привлекательность в данном фильме делают его достойным представителем жанра.
Мира (2022)
"Мира" стала отличной работой Дмитрия Киселёва, захватывающей историю игры девочки с феноменом метеоритного дождя. Каждая новость приводит ее в новое испытание, а ее отец, находящийся на космической станции, пытается позаботиться о ней через искусственный интеллект.
Режиссура и операторская работа сделали фильм интенсивным, длинные планы оказывают на зрителя сильное напряжение. Выявление обманок монтажа становится интересной задачей при пересмотре, в то время как в первый раз фильм поглощает аудиовизуальным сопровождением. При этом в плане актерской игры Анатолий Белый впечатляет, умело передавая напряжение даже в одиночной изоляции.
Фильм, несмотря на использование стандартных рецептов жанра, захватывает самобытностью и видением. Владивосток и идея о контролирующем путешествии отца через искусственный интеллект привносят неповторимое очарование.
Мастер и Маргарита (2024)
Режиссёр Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор уходят от буквалистского подхода и, с большим уважением, вносят изменения в известное произведение Булгакова. Даже использование черновиков автора привнесли в сценарий новые аспекты.
Среди ключевых факторов успеха — великолепный актёрский состав, с германским актёром Аугустом Дилем в роли Воланда, чье исполнение считается одним из самых ярких воплощений этого персонажа на экране. Видимые на экране фантастические пейзажи несбывшейся Москвы 1930-х годов привносят в фильм особую атмосферу.
Проблемы с бюджетом и монтажом, утраченные сюжетные линии, конечно, затмевали некоторые аспекты фильма. Однако, работа команды заслуживает похвалы, и все огрехи меркнут на фоне достижения. Добрые ангелы или пресловутый черт наверняка вели проект к успеху.